«Эйр Астана» и КТЖ: в ожидании дочернего проекта

Два года назад «Эйр Астана» и КТЖ объявили о намерении создать принципиально новую для Казахстана авиакомпанию для организации грузоперевозок. В августе 2017 года эту новость подхватили местные СМИ: до сегодняшнего дня в стране нет национальной компании, специализирующейся в области авиаперевозок грузов.

На начальном этапе проекта предполагалось, что к концу 2017 года будут запущены 2 воздушных судна. Стратегия предусматривала быстрое развитие отечественного перевозчика. Перспектива реализации данной задумки радужна: собственный авиаперевозчик заменит железнодорожные перевозки, автотранспортировку грузов с привлечением иностранных исполнителей. Проекту суждено было стать инструментом импортозамещения, ведь грузоперевозками занимаются только иностранные компании.

Проект анонсировали Алик Айдарбаев, занимавший в то время пост первого вице-министра по инвестициям и развитию, а также Аскар Мамин, ныне премьер-министр Казахстана. Программа «100 конкретных шагов» предполагала создание компании Air Cargo для перевозок на Евразийском континенте. Мамин уверен, что реализации лишь железнодорожной схемы поставок недостаточно. Внедрение мультимодальных перевозок по принципу rail – air и air – rail поможет реализовать транзитный потенциал страны. По его мнению, конкурировать на действующей Евразийской транспортной площадке можно только при условии организации подобного транспортно-логистического узла.

«Эйр Астана» оценила данный проект с учетом перспективы охвата рынков Восточного Китая, Казахстана и Западной Европы. На основании исследований действующих рынков было подготовлено экономическое обоснование и предоставлен анализ возможного развития. Компания поинтересовалась мнением крупнейших мировых компаний-экспедиторов, а также изучила спрос на подобные услуги среди ключевых игроков местного рынка. Проанализировать проект помогли также встречи с экспортерами сельскохозяйственной продукции страны, в планах которых увеличение экспорта на рынок Китая. «Эйр Астана» обсудила возможность развития транспортно-логистического узла с целью повышения эффективности доставки с государственным представителем «Казпочта».

Две крупные логистические компании Китая проявили заинтересованность в развитии подобного проекта и выказали свои серьезные инвестиционные намерения при условии запуска авиаперевозок. В результате переговоров удалось получить дефицитные слоты в гонконгском аэропорту.

Изменения на рынке грузовых авиаперевозок в сторону спада, а также высокая конкуренция привели к приостановке запуска проекта. Рост авиаперевозок грузов стал не просто замедляться, на мировом рынке отмечается отрицательная тенденция. В настоящее время «Эйр Астана» внимательно следит за ситуацией в ожидании более благоприятных условий для запуска дочерней авиалинии. Надеемся, масштабным планам суждено сбыться.