Что такое страхование груза и зачем оно необходимо?

 

Перевозка грузов сопряжена со множеством рисков, от порчи до полной гибели. Отсутствие требования по обязательному страхованию нередко приводит к пренебрежению оформлением полиса. В некоторых случаях это приводит к большим финансовым потерям. Чтобы исключить риски, необходимо знать, в каких случаях подойдет страховка перевозчика, а когда договор страхования лучше оформлять грузоотправителю (владельцу).

Что такое страхование грузов?

Понятие «страхование грузов» относится исключительно к защите финансовых интересов отправителя/владельца груза. Компенсация выплачивается при наступлении определенных рисков, указываемых в договоре, заключенном со страховщиком. Нельзя путать с полисом, оформляемым перевозчиком. Если не понимать принципиальной разницы, можно понести убытки.

Как называется страховка груза перевозчиком?

При международных перевозках страхование грузов может ограничиваться CMR-страхованием. Оно подразумевает ответственность транспортной компании. Представляет собой специальную накладную со штампом перевозчика. Ответственность за груз действительно возложена на фирму, осуществляющую транспортировку, но с одним важным ограничением. Если вины перевозчика в случившемся нет, владелец/отправитель груза должен предъявлять претензии третьему лицу.

На стоимость страховки, защищающей интересы владельца/отправителя, влияют следующие факторы:

  • категория груза;

  • стоимость перевозимых единиц;

  • степень уязвимости;

  • условия хранения и перевозки;

  • объем транспортируемого груза;

  • необходимость охраны;

  • конкретные риски;

  • протяженность и направление маршрута;

  • тип используемого транспорта.

Наличие отдельного полиса, помимо CMR, позволяет получить компенсацию при признании страхового случая. Страховая компания сначала выплачивает денежные средства за ущерб, а уже потом самостоятельно разбирается с третьим лицом или же перевозчиком. Полностью заменить страхование грузов полис ответственности транспортной компании не может. Это обязательно необходимо учитывать.

Кто должен страховать груз при перевозке?

Страховка может осуществляться самостоятельно отправителем/владельцем либо становиться ответственностью перевозчика. Последний вариант подразумевает обязательное включение соответствующего пункта в договоре. Если он отсутствует, значит, риски остаться без компенсации на случай наступления страхового случая возрастают.

Чтобы не возникало никаких проблем, рекомендовано оформлять дополнительный полис, а не требовать таковой у перевозчика. Это исключит вероятность убытков на тот случай, когда последний не признается виновным в порче либо полной гибели груза. Еще одним важным моментом является обращение к профессиональному перевозчику, который проконсультирует в вопросах страхования, поможет в оформлении или возьмет данную ответственность на себя.

Что входит в страхование груза?

Существует три типа страхования грузов:

  • Ответственность за все риски. Независимо от причин полной либо частичной потери груза при грузоперевозках последует возмещение. Подразумевается как банальная кража, так и природные катаклизмы. Полный перечень прописывается в договоре.

  • Частичная ответственность. Наступает при прописывании лишь некоторых рисков. Если порча или гибель груза произошла не из-за случая, указанного в полисе, возмещения не последует.

  • Ответственность при крушении. Подразумевает финансовые потери, произошедшие из-за аварии, случившейся с транспортным средством, которое осуществляет транспортировку. 

Градация характерна для любых типов перевозок. При оформлении страхования грузов в Казахстане или при пересечении границы с другими государствами можно оформлять любой из перечисленных типов полиса. 

Что возмещается при страховании груза?

В каждом агентстве порядок возмещения и страховые случаи отличаются. Немаловажное значение имеет то, какой полис оформлялся. Если говорить в целом, то возмещению подлежат:

  • убытки, связанные с повреждением либо полной гибелью груза;

  • расходы по ремонту либо спасению груза;

  • траты на проведение экспертизы.

Сами случаи, приведшие к повреждению/гибели перевозимого, уже зависят от перечня рисков.

Немаловажное значение имеет то, какие случаи не признаются страховыми. Большинство агентств включает в него:

  • алкогольное либо наркотическое опьянение водителя;

  • нарушение ПДД, повлекшее крушение;

  • умышленный вред груза;

  • неисправность транспорта, которая была выявлена до отправки, но сокрыта;

  • изъятие товара правоохранителями или представителями таможенной службы;

  • разрушение в результате нарушения температурного режима, плесени, грызунов и других вредителей;

  • повреждение упаковки.

Особенно внимательно нужно читать пункт о бедствиях, военных действиях и так далее. Это наиболее актуально для маршрутов, которые пролегают через потенциально «опасные» территории.

Что нужно учитывать при страховании грузов?

Необходимо учитывать риски, связанные с тем или иным типом перевозок:

  • Автоперевозки. Обрушение дорог, заболоченные территории, дорожно-транспортные происшествия, критические и низкие температуры. Также существуют риски кражи и угона.

  • Морская доставка. Страховка морских грузов подразумевает страхование карго (груза) или фрахта (плата за перевозку). 

  • Железнодорожные перевозки. Сход вагонов с рельс, повреждения при погрузке/разгрузке. 

Для авиадоставки риски минимальны. Кроме авиакрушения, единственным риском является кража в аэропорту.

Оставить заявку
Если у Вас появились какие либо вопросы или предложения, Вы можете связаться с нами заполнив данную форму.