Груз поврежден при транспортировке: кто ответит?

Нередко при получении груза приходится сталкиваться с его порчей. Важно разобраться, на ком лежит ответственность за это, на каком этапе произошел сбой.

 

Грузоотправитель

Подобных случаев крайне мало. Например, во время погрузки товар был плохо закреплен, а в пути водителю пришлось увернуться от лихача резким маневром. В такой ситуации ничего удивительного, что груз выпал на дорогу или повредился в кузове. Плохое крепление – основная причина повреждений. Но грузоперевозчики предельно внимательно относятся к погрузке, чтобы оградить себя и грузополучателя от нежелательных последствий.
Ответственность на данном этапе прописана в п. 2 ст. 10 Устава автомобильного транспорта. Отправителю необходимо подготовить груз таким образом, чтобы в пути были гарантированы безопасность и сохранность товара и автомобиля. В ст. 11 этого же документа оговариваются требования к погрузке. Если иное не указано в договоре перевозки грузов, то ответственность за погрузку возлагается на отправителя.

 

Компания-перевозчик

Ответственность компании-перевозчика за сохранность груза уточняется в п. 1 ст. 796 ГК РФ. Компания отвечает за товар с момента приемки для транспортировки до передачи получателю. Если в пути произошло повреждение груза, компания возмещает ущерб. П. 2 ст. 796 ГК РФ подразумевает под ущербом разницу, определяемую в денежном эквиваленте, на которую изменилась стоимость груза. Но даже после возмещения испорченный товар не переходит в собственность компании, он также возвращается получателю.

 

Водитель

В сегодняшних реалиях водитель зачастую выполняет роль экспедитора, поэтому на нем лежит ответственность за целостность груза в пути до момента получения. Если в дороге происходит форс-мажор, например, ДТП, то водитель отвечает только за транспортное средство. Тогда как водителю-экспедитору придется нести ответственность и за авто, и за груз. Важно заранее уточнить в договоре с нанимателем, какие функции выполняет человек, севший за баранку грузовика.

 

Груз все-таки поврежден?

Если водитель доставил груз и обнаружил повреждения, необходимо следовать следующей инструкции.

• Внешняя оценка. Осмотреть товар, определить внешние повреждения. Зафиксированные дефекты отобразятся при составлении акта.
• Экспертное мнение. Эксперт торгово-промышленной палаты поможет точно определить размер ущерба.
• Оформление документов. Официальное заключение должно быть составлено в присутствии водителя и получателя груза не позднее следующего дня после доставки. Подписанный всеми присутствующими акт включает в себя место и дату составления документа, характер повреждений и оценку ущерба, перечень лиц. Компания отказывается подписывать? Получатель составляет его в одностороннем порядке и отправляет компании уведомление.
• Составление претензии. Получатель готовит бланк с указанием даты, места и типа повреждений. Все сопроводительные бумаги должны прилагаться. Компания рассматривает претензию не дольше 1 месяца.

Получателя не устраивает ответ? Следующим шагом станет арбитражный суд. Лишь четкое соблюдение обязанностей каждой из сторон позволит быстро решить любую транспортную проблему.